Гластонберийская могила короля Артура: величайшая мистификация XII века

Меч короля Артура

Когда в 1191 году на территории Гластонберийского аббатства была обнаружена могила легендарного английского короля Артура, она породила культ, который продолжал привлекать посетителей в Гластонбери на протяжении почти тысячелетия вплоть до наших дней. После этого открытия популярность аббатства резко возросла, и паломники съехались со всей Англии, чтобы увидеть святыню знаменитого короля. Но было ли это открытие подлинным, или это была тщательно спланированная мистификация, призванная принести славу и богатство монашеской общине Гластонбери? Было ли обнаружение могилы Артура счастливым совпадением или самым успешным рекламным трюком 12-го века? Что бы вы ни думали о легендах о короле Артуре, для жителей Англии 12-го века Артур был очень реальным человеком, и открытие его могилы сделало легенды осязаемыми, как никогда раньше.

 Руины аббатства Гластонбери

Руины аббатства Гластонбери, которые раскрывают огромное богатство и могущество этого монастыря в древние времена. ( Игорь / Adobe Stock)

Аббатство Гластонбери: самый богатый монастырь в Англии

Аббатство Гластонбери было самым богатым монастырем в Англии во времена норманнского конклава в 1066 году нашей эры и оставалось одним из самых могущественных и влиятельных учреждений вплоть до роспуска монастырей в 1536-1541 годах при короле Генрихе VIII. Гластонбери долгое время пользовался покровительством и защитой английской монархии, а также национальной и международной известностью благодаря своей связи с такими выдающимися святыми, как Святой Патрик и Святой Гильдас .

Гластонбери был также одним из старейших религиозных мест во всей Британии. Археологические раскопки в Гластонбери в 1960-х годах, проведенные Рэли Рэдфордом, выявили свидетельства, возможно, раннехристианской или дохристианской деятельности, восходящей к 6 веку нашей эры, предполагая, что это было священное место в течение многих сотен лет. Находки Рэдфорда, по-видимому, также подтверждают утверждения религиозной общины Гластонбери о том, что это была “родина христианства” в Англии.

Согласно их собственным историям, записанным Уильямом Малмсбери в его "древностях Гластонбери", первоначальная церковь была построена на этом месте Иосифом Аримафейским и его 11 братьями, которые были подарены островом Гластонбери британским языческим королем по имени Луций. Он был освящен Девой Марией через 31 год после Страстей Христовых. Позже монастырь был основан на том же месте Святым Патриком , который стал первым аббатом Гластонбери. После смерти его похоронили в старой церкви.

 Элегантные средневековые руины часовни Леди, Аббатство Гластонбери

Элегантные средневековые руины часовни Леди, Аббатство Гластонбери. ( Общественное достояние)

Репутация аббатства Гластонбери была создана для церковной политики

Древность и репутация Гластонберийского аббатства делали его весьма влиятельным игроком в церковной политике, но в отличие от других крупных монашеских домов в Англии, Гластонбери не имел существенных претензий на покровителя-основателя, и это ставило их в несколько невыгодное положение.

Кентербери, например, привлек международное внимание жестоким убийством Томаса Бекета в 1170 году, объявив его своим святым покровителем и сделав состояние на туризме, в том числе продавая посетителям “кровь Бекета”, целебный тоник, предположительно сделанный из капли Настоящей крови Бекета.

Гластонбери пытались сделать ставку на Святого Патрика как на своего покровителя, но, к несчастью для них, ирландцы имели гораздо более убедительные претензии на Святого Патрика. Большая часть его останков была похоронена в Даунпатрике (к югу от современного Белфаста), а не в Гластонбери.

Аббатству повезло, однако, иметь огромную коллекцию реликвий многих важных святых, и поэтому отсутствие святого покровителя в Гластонбери не уменьшало его способности привлекать богатых покровителей и туристов.

То есть до тех пор, пока опустошительный пожар 1184 года не спалил большую часть монастыря и почти полностью не уничтожил его бесценную коллекцию реликвий. Затем Аббатство Гластонбери столкнулось с финансовым кризисом. Затраты на восстановление были значительными, и без реликвий как источника дохода найти средства было нелегко. Даже после того, как начались восстановительные работы, аббатство оказалось в еще большем затруднении, когда епископ Сэврик из Бата обратился к папе с просьбой утвердить Гластонбери как часть его “территории".”

 Гластонбери-Тор, показанный здесь, долгое время считался местом расположения легендарного Авалона

Гластонбери-Тор, показанный здесь, долгое время считался местом расположения легендарного Авалона. (Eugene Birchall / CC BY-SA 2.0)

Артур и Авалон: легенды, спасшие Гластонбери

Под угрозой захвата и испытывая финансовые трудности, монахи Гластонбери решили, что только покровительство достаточно важного отца-основателя защитит их от катастрофы. Король Артур был подходящим выбором.

После публикации "Истории королей Британии" Джеффри Монмутского популярность Артура резко возросла, и его слава распространилась по всем слоям английского общества. Работа Джеффри также тесно связывала короля Артура с Девой Марией, что делало его подходящим покровителем Гластонбери. Связь аббатства с Девой Марией восходит к самым истокам старой церкви, которая была посвящена святой Деве .

Аббатство Гластонбери ассоциировало себя с Королем Артуром двумя способами. Первым было утверждение, что Гластонбери-Тор-это “Авалон”, место последнего упокоения легендарного героя. В рассказе Джеффри Монмутского, когда Артур пал в последней битве с вероломным Мордредом, его везут на остров Авалон, чтобы исцелить, и говорят, что он спал там до предсказанного времени своего славного возвращения.

Джеффри не упоминает, где находится Авалон. На самом деле, именно историк по имени Джеральд Уэльский первым выдвинул доводы в пользу соединения Авалона с Гластонбери в книге 1 своих наставлений правителю : “место, ныне называемое Гластонбери, издревле называлось островом Авалон. Ибо он подобен острову, окруженному болотами, и потому называется по-британски Инис-Авалон. , то есть” остров яблок " (так называется из-за большого количества яблонь, которые там растут). Хотя это не был остров, окруженный водой в 12 веке, гео-топография Гластонбери Тор предполагает, что когда-то это был остров, и местность, окружающая его, вероятно, была под водой во времена, когда предположительно жил Артур.

 “Предполагаемое” расположение могилы короля Артура и королевы Гвиневры

“Предполагаемое” расположение могилы короля Артура и королевы Гвиневры на территории руин аббатства Гластонбери. (Tom Ordelman / CC BY-SA 3.0)

“Открытие” могилы Артура

Наиболее эффективным способом для монахов Гластонбери связать свое учреждение с Королем Артуром было заявить о своих правах на его земные останки. И так как останки еще не были обнаружены, они решили инсценировать обнаружение его останков на своем собственном кладбище.

Историк Гиральд Камбрийский должен был скорее посетить аббатство и свидетелем этого чудесного события, записывая это в инструкции на линейке следующим образом: “в наши дни его тело...было обнаружено в Гластонбери меж двух каменных пирамид...похоронен глубоко под землей в дупле дуба и указал на прекрасный, почти чудесное, признаки, и он был доставлен в церковь с честью и хранение изящно в мраморную гробницу.”

Эксгумация была настоящим событием. Вокруг гробницы под двумя каменными пирамидами были воздвигнуты большие экраны, чтобы скрыть ее от посторонних глаз, поскольку монахи копали гораздо ниже уровня, на котором обычно ожидали найти могилу монаха, пока не наткнулись на большой металлический крест с надписью: “Здесь похоронены славный король Артур и Гвиневера, его вторая жена, на острове Авалон.” Под ним покоились гигантские кости короля Артура и меньшие останки его второй жены, Гвиневры. Славное открытие было радостно перенесено монахами в главную церковь и погребено перед главным алтарем.

Открытие могилы короля Артура со временем оказалось невероятно прибыльным для аббатства Гластонбери. Паломники и туристы стекались в Гластонбери, чтобы увидеть могилу легендарного героя, принося с собой постоянный поток доходов для монастыря. Королевские гости также приезжали в Гластонбери в последующие столетия, чтобы засвидетельствовать свое почтение гробнице короля Артура, одаривая щедрыми дарами и покровительством религиозную общину, которая служила его опекунами. Одним из таких гостей был король Эдуард I, который прибыл в Гластонбери в 1278 году со своей женой, королевой Элеонорой, чтобы председательствовать на перезахоронении останков короля Артура и Гвиневеры.

 Король Генрих II, первый Анжуйский король

Король Генрих II, первый Анжуйский король, связывает свое имя и судьбу с легендарным, но вполне реальным королем Артуром. ( Общественное достояние)

Бывший и будущий король присоединились к Анжуйской династии

Связь короля Артура с английской монархией началась с Джеффри Монмутского, который в 1136 году посвятил королю Стефану рукопись "Истории королей Британии". Анжуйская династия, которая началась с короля Генриха II в 1154 году, смотрела на Артура как на своего рода отца-основателя во многом так же, как и аббатство Гластонбери, за исключением того, что Анжуйские короли утверждали, что являются прямыми потомками короля Артура. Генрих II совершенно ясно заявляет об этом в уставных документах Гластонбери, прослеживая свою родословную до “славного Артура".”

Вполне возможно, что открытие могилы короля Артура на самом деле вовсе не было организовано монахами Гластонбери. Возможно, это был хитрый политический переворот, осуществленный королем Генрихом II для собственной выгоды.

Джеральд Уэльский загадочно намекает на эту возможность: его версия событий состоит в том, что останки Артура были найдены из-за видений, дарованных “религиозным людям”, но также и потому, что Генрих II услышал легенду от менестреля-историка, в которой говорилось о месте последнего упокоения Артура, и король затем рассказал об этом монахам в Гластонбери. Хотя Генрих II умер в 1189 году до того, как была найдена могила, вполне возможно, что он спровоцировал поиски и открытие могилы Артура.

У Генриха II было несколько причин извлечь выгоду из того, что он стал инициатором столь важного открытия. После убийства Томаса Бекета у главного алтаря Кентерберийского собора, после периода ожесточенных разногласий между Бекетом и королем и от рук собственных людей Генриха II, отношения короля с церковью стали еще более шаткими, чем раньше.

Континентальная церковь объявила королю интердикт, фактически лишив его большей части его земель во Франции, и международное давление усилилось, когда Генрих II не предпринял никаких попыток арестовать убийц Бекета, пока он находился в Ирландии в течение 1171 года. В 1172 году дело дошло до конца, и король был вынужден вести переговоры с папством в Риме, в ходе которых Генрих II поклялся отправиться в крестовый поход в качестве наказания за свои действия.

Король Генрих II не посещал Кентерберийский собор, место своего великого преступления против религии, до 1174 года, после того как Бекет был причислен к лику святых в 1173 году, чтобы совершить публичное покаяние на могиле святого Фомы. Гробница Бекета быстро становилась одним из самых популярных мест паломничества в Средневековой Европе, увеличивая и без того значительное богатство и влияние Кентерберийской религиозной общины.

Вполне вероятно, что Генрих II искал способ отвлечь внимание от Кентербери, предложив в качестве столь же привлекательной альтернативы для паломников другое учреждение, которое могло бы стать новым центром английского христианства. Гластонбери, как одно из старейших и могущественнейших аббатств в стране, представлял собой реальную возможность.

 Король Генрих II и Томас Бекет

Король Генрих II и Томас Бекет. В конце концов король Генрих II дорого заплатил за свою причастность к смерти “святого Бекета".” (Питер из Лангтофта / Общественное достояние)

Артур, король бриттов?

Другим важным преимуществом, которое Генрих II, возможно, увидел в обнаружении могилы короля Артура, было подавление потенциального восстания валлийцев против английской короны. На протяжении всего своего правления король Генрих II боролся за сохранение английского господства над валлийскими землями, валлийцы, несомненно, были недовольны тем, что их подчинили иностранному сюзерену.

Король Артур издавна был символом кельтского национализма. Согласно Джеффри Монмутскому, бриттам (от которых произошли валлийцы) не суждено было править Британией до предсказанного возвращения Артура из Авалона.

История Гластонберийского аббатства повествует о том, как бритты все еще ждут его возвращения, “как евреи ждут своего Мессию”, ясно представляя его героем, достойным привести валлийцев к победе над англичанами и восстановить их на “законном месте” в качестве правителей Британии. Как король бриттов, Артур мог бы стать опорным пунктом для валлийского восстания, но признание его предком английской королевской линии также укрепило бы право монархии править всем островом Британии, включая Уэльс.

Открытие могилы Артура в Гластонбери стало последним гвоздем в пресловутый гроб этого кельтского националистического видения. Если будет доказано, что Артур мертв и похоронен на английской земле, это положит конец любой мысли о его возвращении, чтобы возглавить восстание в пользу валлийских территорий.

Конечно, блестящая политическая игра Генриха II не остановила валлийцев от восстания против английской короны, даже без Артура в качестве символической точки сплочения. И огромный приток богатства и славы аббатства Гластонбери не мог спасти их от разрушительных последствий распада монастырей Англии.

Тем не менее, открытие могилы короля Артура в 1191 году оказалось такой великолепно успешной мистификацией, что никаких реальных сомнений в этой истории не возникло бы еще несколько сотен лет спустя. Кто бы ни стоял за этим, монахи или Генрих II, они в конечном счете совершили величайший рекламный трюк своего времени.

Верхнее изображение: руины аббатства Гластонбери, Сомерсет, Англия. Источник: Артем Мазунов / Adobe Stock

Просмотров: 97
Добавить комментарий


Защитный код
Обновить