Агамемнон: греческий царь, вождь Троянской войны и человек власти

Агамемнон

Агамемнон - одна из главных фигур греческой мифологии. Он был царем Микен и Верховным Главнокомандующим греков во время Троянской войны. Поэтому он играет значительную роль в "Илиаде" Гомера. Собственно говоря, Гомер начинает свой эпос с отказа Ахилла от дальнейшего участия в войне, вызванного конфликтом между ним и Агамемноном.

История Агамемнона не ограничивается событиями в "Илиаде". Он также появляется в произведениях, посвященных его жизни и смерти после Троянской войны, таких как пьеса Эсхила "Агамемнон", в которой царь убит после возвращения из Трои, и в "Одиссее" Гомера, где он появляется как одна из теней в подземном мире. Помимо мифологии, существует древняя погребальная маска, называемая “маской Агамемнона”, которая якобы принадлежала этому мифическому царю.

 Тиест и Атрей, отец Агамемнона.

Тиест и Атрей, отец Агамемнона. ( Общественное достояние)

Агамемнон родился в доме Атрея

Агамемнон принадлежал к дому Атрея, который был назван в честь его отца. Эта династия ведет свою родословную от Тантала, царя Лидии. Тантал печально известен тем, что убил своего сына Пелопа и отдал его в жертву богам, чтобы проверить их всеведение. Все Боги, кроме Деметры, знали, кому они служат. Деметра, обеспокоенная исчезновением Персефоны, своей дочери, не обратила на это внимания и в конце концов съела плечо Пелопа.

Поэтому, когда боги оживили мальчика, он остался без плеча, и Гефест сделал ему вместо него плечо из слоновой кости. Что касается Тантала, то он был наказан в Тартаре за свои преступления.

Хрис

Хрис пытался выкупить свою дочь Хрисеиду у Агамемнона, что было своего рода инцидентом, который, казалось, происходил с могущественными греческими царями все время. Источник: Лувр / Public domain

Тантал был не единственным злодеем в доме Атрея. На самом деле последующие поколения династии продолжали совершать гнусные преступления. Пелоп, например, убил Эномая, своего будущего тестя, царя Пизы (в Пелопоннесе), чтобы жениться на его дочери Гипподамии.

У Пелопа было несколько сыновей, в том числе Атрей и Тиест, и эти двое были ничем не лучше своих отца и деда. Например, говорят, что они убили незаконнорожденного сына Пелопа, чтобы угодить своей матери Гипподамии.

В результате этого убийства все трое были изгнаны и отправились в Микены, где правил Эврисфей, племянник Атрея и Тиеста. Когда Эврисфей был убит в битве, оракул объявил, что следующий царь должен быть избран из числа сыновей Пелопа.

Поэтому Тиест предположил, что новым царем должен быть тот, кто способен произвести Золотое руно. Атрей был в восторге от этого, так как у него была эта бесценная вещь, и он доверил ее своей жене на хранение. Однако он не знал, что у его жены Аэроупа был роман с Тиестом и что она отдала ему золотое руно. В результате Тиест стал царем.

 Атрей замышлял месть за прелюбодеяние между Тиестом и Аэропой

Атрей замышлял месть за прелюбодеяние между Тиестом и Аэропой, изображенное на этой картине Носаделлы. Он убил сыновей Тиеста и поджарил их, оставив только руки и головы. Неудивительно, что Тиест убил Атрея, который уже был отцом Агамемнона и Менелая. (Nosadella / Общественное достояние)

Атрей, отец Агамемнона, сражается с собственным братом

Атрей, однако, был непреклонен в том, что Зевс хочет, чтобы он был царем, и заявил, что в качестве доказательства бог заставит солнце восходить на Западе и заходить на востоке. И действительно, Атрей стал царем и изгнал своего брата.

Вскоре после этого Атрей узнал об измене жены и задумал отомстить брату. Поэтому Атрей заставил Тиеста поверить, что он прощен, и пригласил его на трапезу. В конце трапезы, однако, Атрей принес головы и конечности сыновей Тиеста, показывая, что еда была приготовлена с их телами. Это жутко похоже на то, что их дед сделал с их отцом.

Во всяком случае, сам Тиест не пострадал, бежал от своего брата и в конце концов стал отцом ребенка Эгиста со своей собственной дочерью Пелопией. Эгист в конце концов убил Атрея, и Тиест стал новым царем Микен.

Сыновья Атрея, Агамемнон и Менелай, бежали в Спарту и нашли убежище у своего царя Тиндарея. У царя было две дочери, Клитемнестра и Елена. Первай вышла за Агамемнона, в то время как за последней ухаживали многие поклонники, что поставило Тиндарея в затруднительное положение.

Одиссей, который был одним из претендентов, хотя и был уверен, что ему это не удастся, предложил решение в обмен на руку Пенелопы, племянницы царя. Предложение Одиссея, ставшее известным как клятва Тиндарея, состояло в том, чтобы женихи дали торжественную клятву, что никто из женихов не будет мстить избранному Еленой мужу. Вместо этого они должны были защищать брак от тех, кто искал ссоры из-за него.

Только после принесения клятвы Менелай был избран мужем Елены. Клятва должна была помешать женихам сражаться друг с другом. Как оказалось, однако, когда Парис, принц Трои, похитил Елену, клятва была попрана, и женихи вступили в Троянскую войну на стороне Менелая.

 Жертва Поликсены

Жертва Поликсены Неуптолемом перед гробницей его отца Ахилла. (Dosseman / CC BY-SA 4.0)

Готовимся к битве за Трою

Однако, когда греки собирались отправиться в поход против Трои, они поняли, что их корабли не могут отплыть, так как ветер стих. Именно Пророк Калхас открыл грекам, что для них пошло не так. Агамемнон из-за своей гордыни или из-за клятвы богине, которой он пренебрег, оскорбил Артемиду, и поэтому богиня заставила ветры утихнуть. Калхас также рассказал грекам, что для того, чтобы умилостивить Артемиду, Агамемнон должен был принести в жертву свою старшую дочь Ифигению.

Сначала Агамемнон отказался принести в жертву свою дочь, но в конце концов уступил. Девушка была готова к жертвоприношению, но была спасена в самую последнюю минуту либо самой Артемидой, либо Ахиллом, помощь которого получила Клитемнестра.

Согласно одной из версий мифа, Ифигения стала жрицей Артемиды и служила богине в Тавриде. В другом она выходит замуж за Ахилла, и у них родился сын Пирр. Жертвоприношение Ифигении и ее последующая жизнь в Тавриде являются сюжетами двух трагедий Еврипида: "Ифигения в Авлиде" и "Ифигения в Тавриде". Эта история упоминается в "Агамемноне", трагедии Эсхила, хотя и только как часть фона к основной истории.

Как только Артемида будет умиротворена, греки смогут отплыть в Трою, и история Агамемнона будет подхвачена в "Илиаде". Гомер начинает свой эпос не с начала Троянской войны, а, скорее, ближе к ее концу. Одним из первых персонажей, введенных Гомером, является сам Агамемнон. Именно конфликт между ним, верховным главнокомандующим греческими войсками, и Ахиллом, величайшим воином в его армии, дал начало последующим событиям в "Илиаде".

 Сдача Ахиллесом Брисеиды Агамемнону

Сдача Ахиллесом Брисеиды Агамемнону. (Национальный археологический музей Неаполя / Общественное достояние)

Вражда Продолжается С Агамемноном В Центре

Согласно Гомеру, Агамемнон навлек на себя гнев Аполлона, отказавшись вернуть Хрисеиду, захваченную им в качестве военного трофея. Отец Хрисеиды, Хризес, принес богатый выкуп и умолял царя, но Агамемнон отказался вернуть ему дочь.

Случилось так, что Хризес был жрецом Аполлона, и Бог пришел ему на помощь, развязав смертельную чуму на греков. Когда греки, наконец, узнали причину чумы, снова через Калхаса, Агамемнон, довольно неохотно, вернул Хрисеиду ее отцу. В качестве компенсации царь силой взял Брисею, военную добычу Ахилла. Герой был взбешен этим и решил увести себя и своих людей с войны.

В конце концов смерть Патрокла, ближайшего соратника Ахилла, от рук Гектора, царевича Трои, заставила воина отказаться от вражды с Агамемноном и вновь вступить в войну. Ахилл убивает Гектора, и "Илиада" заканчивается тем, что Приам, царь Трои, забирает тело своего сына у Ахилла.

Однако конец этой эпопеи - не конец Троянской войны и не конец истории Агамемнона. Греки, как многие уже знали, в конечном счете выиграли войну с помощью троянского коня, хитрости, разработанной Одиссеем. Кстати, Троянский конь не упоминается в "Илиаде", но часть этой истории упоминается в "Одиссее". "Энеида" Вергилия, однако, является основным древним источником для истории о Троянском коне и наиболее известной версией этой истории.

 Убийство Агамемнона его женой Клитемнестрой

Убийство Агамемнона его женой Клитемнестрой и, возможно, ее любовником Эгисфом. ( Общественное достояние)

Смерть Агамемнона и открытие его гробницы

В любом случае греки выигрывают войну, и они возвращаются домой, включая Агамемнона, который плывет обратно к себе домой в Микены. Именно здесь король встретит свой трагический конец. Пока Агамемнон отсутствовал, его жена Клитемнестра была соблазнена Эгисфом, сыном Тиеста и, следовательно, двоюродным братом Агамемнона.

Возвращение царя было плохой новостью для влюбленных, и они замышляли избавиться от Агамемнона. Согласно Эсхилу, смерть Агамемнона не только позволит Клитемнестре обнародовать свои отношения с Эгисфом, но и позволит ей отомстить за жертву своей дочери Ифигении. По некоторым данным, Агамемнона убила Клитемнестра, по другим-Эгисф вместе с ней убил царя. В "Одиссее" Гомера Агамемнон появляется в виде тени в подземном мире , где он рассказывает Одиссею историю своей смерти и предупреждает его об опасности доверять женщине.

Более двух тысячелетий после того, как она была написана, "Илиада" продолжала захватывать воображение своих читателей. Одним из них был Генрих Шлиман , немецкий археолог-любитель, сколотивший состояние в качестве бизнесмена. Хотя то, как он проводил свои археологические работы, сегодня часто подвергается критике, он наиболее известен раскопками Хисарлыка, который теперь считается местом Трои.

Помимо Трои, Шлиман вел раскопки в Микенах, царстве Агамемнона. Поскольку Шлиман был убежден, что "Илиада" Гомера основана на исторических событиях и что ее персонажи реальны, он решил найти последнее пристанище Агамемнона.

 Гробница Агамемнона в древних Микенах

Гробница Агамемнона в древних Микенах, которую обнаружил Генрих Шлиман. ( ollirg / Adobe Stock)

В 1876 году Шлиман вел раскопки в Микенах по поручению греческого археологического общества. Его раскопки основывались на трудах древнего географа Павсания, где упоминалось место захоронения Агамемнона. До Шлимана считалось, что могилу Агамемнона и его современников можно найти за стенами цитадели позднего бронзового века. Шлиман, однако, истолковал текст по-другому и предположил, что могилы действительно находились внутри цитадели. В 1874 году он вырыл несколько пробных траншей внутри цитадели, которые дали археологические материалы, указывающие на наличие могил.

Через два года после рытья пробных траншей Шлиман смог провести раскопки и к концу августа того же года обнаружил первую шахтную могилу. Впоследствии были обнаружены еще четыре шахтные могилы, и они были сгруппированы вместе как “могильный круг А”. без колебаний Шлиман заявил, что эти могилы относятся к гомеровскому периоду и что они включают в себя гробницу Агамемнона. В могиле V обнаружен самый культовый артефакт этих раскопок-так называемая “маска Агамемнона".”

 Золотая посмертная маска, известная как

Золотая посмертная маска, известная как "маска Агамемнона", найденная в гробнице V в Микенах Генрихом Шлиманом в 1876 году. (Национальный археологический музей Афин / CC BY 2.0)

Маска Агамемнона - бесценный артефакт

Маска Агамемнона сделана из листового золота и была изготовлена путем чеканки драгоценного металла на деревянную форму. Маска на самом деле одна из пяти, которые были обнаружены в могильном круге А, но стали ассоциироваться с Агамемноном просто потому, что она была лучшей из пяти.

Шлиман якобы упоминал об этой маске в телеграмме, говоря, что “я смотрел на лицо Агамемнона.” Шлиман был известен тем, что делал много фантастических заявлений, хотя было указано, что он никогда не связывал эту маску с мифическим микенским царем.

В то время как Шлиман был убежден, что маска Агамемнона, наряду с древними могилами, относится к гомеровскому периоду, современные ученые придерживаются мнения, что они фактически предшествуют Троянской войне по крайней мере на три столетия. Тем не менее, маской можно восхищаться как произведением искусства и примером уровня мастерства, достигнутого ювелирами того периода греческой истории. Несмотря на мнение современных ученых, что маска относится к гомеровскому периоду, она сохраняет свое название и связь с Агамемноном. Сегодня маска Агамемнона выставлена в Национальном археологическом музее Афин.

В заключение следует отметить, что Агамемнон является важной фигурой в греческой мифологии, в частности, в связи с Троянской войной. Мифы, вращающиеся вокруг его семьи, то есть дома Атрея, не менее интересны и дают объяснение некоторым событиям, произошедшим до Троянской войны.

Эту тему преемственности можно обнаружить и в рассказах об Агамемноне после его возвращения из Трои. Агамемнон по-прежнему очаровывает людей даже в современную эпоху, не только как персонаж классической литературы, но и как личность, которая, возможно, действительно существовала, как это видно из раскопок Шлимана в Микенах и в так называемой “маске Агамемнона".”

Верхнее изображение: древнегреческий воин. Источник: breakermaximus / Adobe Stock

Просмотров: 99
Добавить комментарий


Защитный код
Обновить