Матарики: мифология, Астрономия и враждующие Боги нового года маори.

Матарики, плеяда звезд

Маори, или коренные полинезийцы Новой Зеландии, употребляют особое слово Матарики, обозначающее звездное скопление, известное астрономам как Плеяды, а мифологам и фольклористам-как Семь сестер. Наблюдаемый подъем в середине зимы Плеяд возвестил появление маори. Новый год, который был временем памяти для тех, кто умер в течение предыдущего года. Поскольку урожай только что был собран, а морепродукты и птицы были добыты, склады были полны, и для Матарики было время для пения, танцев, пиров и празднования. С 2000-х годов наблюдается возрождение Матарики, а в 2021 году торжества были официально объявлены государственным праздником.

Миф о сотворении жизни маори

Миф о сотворении мира маори включает в себя историю ранги и папы, которые разрываются на части усилиями своих детей, оказавшихся в ловушке между ними. В своем гневе их сын Тавхириматея поднял глаза к небу, и они стали созвездиями, включая созвездие Матарики, появление которого знаменует конец зимы и наступление Нового года маори. ( rook76 / Adobe Stock)

Мифологическое происхождение Матарики у маори

Слово Матарики означает и то и другое: мата Арики “Глаза Бога” и мата Рики “маленькие глазки”. Ссылка на “глаза бога” служит космическим проводником в мифологию творения маори, в которой Рангин, Небесный Отец, и Папатуануку, земная мать, были разделены своими детьми. Это была космическая битва, во время которой Тавхириматея, бог ветра, был так разгневан, что “вырвал себе глаза” и выбросил их в небеса.

Первичная пара, Рангинуи и Папатуануку, более известна как ранги и папа, и эти два мифических Создателя Вселенной представляют небо-отца и землю-мать в вечном космическом объятии. Согласно замечательной книге мифолога Б. Г. Биггса 1966 года “Мифы и традиции маори”, великая космическая пара произвела на свет полностью мужской выводок, который был "пойман во тьму между небом и Землей", пока самый свирепый из детей, Туматауенга, не задумал убить своих родителей.

В сборнике историка А. Смита 1993 года "He Tuhituhinga Tai Hau-a-uru" (песни и рассказы Таранаки) говорится, что брат Туматауэнги, бог лесов и птиц, предположил, что лучше разлучить родителей, чем убить их, но ничто из того, что братья могли собрать, не угрожало любящим объятиям их родителей (неба и Земли). Наконец, Тане, вместо того чтобы повторить неудачную тактику своего брата, используя их руки и кисти для толчка, лег на спину и использовал свои гораздо более сильные ноги для толчка, и в конце концов он разорвал своих родителей ранги и папу.

Фольклор маори
Празднование Матарики стало более важным для новозеландцев в последние годы. Фольклор маори включает в себя множество богов или Хранителей, в том числе Тангароа, хранителя моря и всех его морских существ. Этот образ был создан Клэр Боуз и хранится в архиве Новой Зеландии. (Clare Bowes / CC BY-SA 2.0)

Классические мифологические архетипы маорийского фольклора.

Сыновья гости комплекса Кanginui и Papatūanuku в конечном итоге выиграли пространство, в котором для перемещения впервые, но Tāwhirimātea, Бог бурь и ветров, пропустил своих родителей так он отлетел в сторону и присоединился к отцу . С ярость на своего брата, он направил ветры, штормы и ураганы в четыре четверти компаса, уничтожая великие леса своего брата Tāne. Согласно сравнительному словарю маори-полинезийцев Мичиганского университета 1891 года, он “упал на землю и стал пищей для насекомых.”

Затем Тавхириматеа напал на своего брата Тангароа, Бога океанов, вызывая огромные волны и водовороты, и он напал на своих братьев Ронго и Хаумиа-тикетике, богов культивированной и необработанной пищи, пока наконец Tū (человеческий род) не встал твердо на ноги и гнев бога ветров и бурь утих, позволив миру распространиться по всей земле. Говорят, что нерожденный ребенок, Руаумоко, Бог землетрясений и вулканов, остается нерожденным внутри Папатуануку, вызывая землетрясения и вулканические явления каждый раз, когда он пинаеться.


Гора Таранаки в Новой Зеландии

Гора Таранаки в Новой Зеландии-это спящий вулкан и символическая часть ландшафта. Руаумоко, Бог землетрясений и вулканов, считается нерожденным ребенком ранги и папы. ( M / Adobe Stock)

Согласно книге М. Орбелла “Краткая энциклопедия мифов и легенд маори "1998 года, именно Бог Тане выбросил звезды, луну и Солнце в небо, сделав главного бога-творца Рангин" красивым.” Но поскольку Рангин и Папатуануку все еще скорбят друг о друге, по сей день, когда слезы Рангин (дождь) падают на Папатуануку, она почти разрывает себя, пытаясь обнять своего космического партнера, и ее вздохи тоски вызывают туманы, поднимающиеся из лесов Тане.

Многие читатели, вероятно, заметили, что весь этот миф о сотворении мира наполнен классическими архетипами мифологии, которые профессор Карл Юнг описал как “проявления коллективного бессознательного”, универсальные символические паттерны и мотивы, встречающиеся в мировой мифологии, историях и фольклоре. Например, разделенные боги, обманщик, сыновья, убивающие своих родителей, и сортировка элементов во время творения являются общими темами в мифологии. И еще история о ранги и папе в значительной степени структурирован вокруг архетипов великой земной матери и духовного Небесного Отца. Великая Мать относится к материальным аспектам универсального замысла и женским принципам творения, таким как Земля, природа и плодородие, в то время как архетип Великого Отца соотносится с мужскими принципами высшего сознания, символизируемыми небесными сферами, светом и духом.

 Воздушные змеи

Воздушные змеи играют важную роль в культуре маори и обычно используются для общения с умершими, соединяя небо и землю. Их запускают в воздух, чтобы отметить начало Матарики, Нового года маори. ( mtphoto19 / Adobe Stock)

Разгадка смысла мифов маори и воздушных змеев в Матарики

Как и большинство мифов, под историей о воюющих богах скрывается целый скрытый слой астрономического значения, на что указывает особая особенность празднования Матарики: полет воздушных змеев, который по древним обычаям совершается потому, что они парят в небе рядом со звездами. По словам Ричарда Холла и Иэна Купера, президента и вице-президента астрономического общества Феникса соответственно, из-за “причуды широты Новой Зеландии” наблюдатели могут видеть как звезду Пуанга, так и созвездие Плеяд, Матарики, восходящее непосредственно перед Новым годом, и это в некоторой степени Иви (крупнейшие социальные единицы в обществе маори), звезда Пуанга была предвестником нового года маори, а не Матарики (Плеяды).

Отвечая на вопрос , почему Иви использовал звезду Пуанга для празднования наступления Нового года, Ян Купер сказал: “Это была звезда первой величины”, имея в виду, что она входит в число самых ярких объектов на ночном небе. Для сравнения, матарики-это небольшое скопление звезд шестой величины, так что увидеть Пуангу на северном небе гораздо легче, чем Матарики. Более того, ученые объясняют, что по мере того, как наблюдатели движутся на юг, Пуанга поднимается все раньше, чем Матарики, и на широте Южной Пуанги звезда поднимается “за 45 минут до восхода матарики.” Говоря о местной местности, Купер отметил, что не случайно Пуанга отмечается в долине реки Вангануи, “потому что горы закрывают вид на Матарики на северо-востоке”, но долина открывается достаточно для древних астрономов, чтобы легче было показать Пуангу.

Повторное появление звездного скопления Матарики и звезды Пуанга ознаменовало окончание календаря маори в июне и начало нового цикла в традиционной священной Мараматаке, туземное слово, означающее “поворот Луны”, представляет лунный календарь маори, в котором на движение Луны оказывалось большое влияние, поскольку приливы и отливы влияли на рыболовство больше, чем Солнце. Каждая фаза луны была названа, и каждый типичный год был отмечен прохождением 12 или 13 лунных месяцев, и поскольку Луна была тесно связана с пророчеством и судьбой, при определенных лунных условиях проводились ритуальные консультации Мараматаки.

В последние годы празднование Матарики стало все более распространенным явлением. Введение государственного праздника стало горячей темой с тех пор, как Рахой Катене, депутат от партии маори, внес законопроект в 2009 году, который в конечном итоге провалился. Премьер-министр Джасинда Арден из Лейбористской партии Новой Зеландии пообещала сделать его государственным праздником на всеобщих выборах 2020 года, и 3 февраля 2021 года она объявила, что он будет проведен как государственный праздник впервые-24 июня 2022 года. “Это будет день, чтобы признать уникальную, общую идентичность нашей нации и важность тиканга маори. Это будет что-то очень особенное, и что-то уникальное для Новой Зеландии”, - сказал Арден в NZ Herald .

Верхнее изображение: Плеяды, также известные как Семь сестер или Матарики в Новой Зеландии, состоят примерно из 3000 звезд, удаленных от Земли примерно на 400 световых лет . Источник: Public domain

Просмотров: 87
Добавить комментарий


Защитный код
Обновить