Несущий души: миф об аисте в древних европейских верованиях

Миф об Аисте

Древние верования часто представляют собой сложную головоломку, и собрать их воедино бывает чрезвычайно сложно. Время имеет свой путь с неписаными традициями, и мало что из того, что не было записано, сохранилось до наших дней. Но для проницательных глаз историков, археологов и, прежде всего, этнологов мелкие бытовые детали могут многое значить. Это означает, что при упорном труде и самоотверженности мы можем наблюдать очень древние верования и традиции, используемые и по сей день. Знаете ли вы, что птица, которую принято считать само собой разумеющейся, дает поразительное представление о верованиях древнейших жителей Европы? Именно так, обыкновенный аист играл центральную роль в самых сокровенных традициях древних культур, как Протоевропейских, так и индоевропейских. Давайте узнаем больше об аисте и о том, как он формировал верования наших предков.

Остаток чего-то большего: аисты в древней вере

Ритуальный образ аиста присутствует в большинстве современных европейских народов. Это прямая связь, которая показывает нам, что аист был когда-то широко распространенной, возможно, даже единой верой во всей Европе. В период возникновения и развития Протоевропейских культур, предшествовавший многим миграционным периодам, европейцы жили в основном в матриархальных обществах и поддерживали связанные с природой верования, которые частично пережили неизбежное влияние времени и истории.

С миграцией индоевропейских племен в европейскую часть верования стали смесью старого и нового и приобрели новые черты. В частности, они перешли от преимущественно мирной и матриархальной точки зрения к парадигме войны. Тем не менее старые верования не угасли. И традиция аиста в Европе, безусловно, является прекрасным примером того, как старые верования продолжали процветать наряду с новым мышлением.

Современные европейские нации часто представляют собой частичный "гибрид" патриархальных гаплогрупп - это означает, что в их ДНК часто присутствует комбинация как Протоевропейской, так и индоевропейской культур. Некоторые области, регионы и нации Европы обнаруживают больше следов, чем другие, основанные на древней миграции и развитии новых влиятельных культур .

Аист несет ребенка

Аист на старой немецкой картине несет нового ребенка. (Carl Spitzweg / Общественное достояние)


Однако в сохранении древних верований решающее значение имеет не структура ДНК, а сама культура. С наступлением современной жизни и неизбежным течением времени современные, высокоразвитые и (главным образом) западноевропейские народы в значительной степени дистанцировались от ежегодных традиций, исполняемых у себя дома. Как классический центральный образ очага и усадьба исчезает, так же как и традиционные виды деятельности, передаваемые из поколения в поколение. Однако в тех странах, где сохранился традиционный образ жизни-в деревнях, отдаленных районах, сельских районах и т. д., - Можно очень легко обнаружить традиции, которым тысячи лет.

Лучшие примеры тому-современные славянские народы. С огромным сельским населением и сильной приверженностью к традиционной семейной жизни, старые верования в славянских культурах жили дольше и часто выживали. Учитывая это, вполне логично использовать славянские верования как идеальную линзу для понимания мифа об аисте – ведь именно в этих областях он выживает в своей наиболее ясной форме.

В былые времена славяне верили в уникальную форму загробной жизни. Она немного менялась от племени к племени, но суть веры в загробную жизнь была одной и той же: душа умершего превращалась в птицу, обычно аиста или Козодоя (в некоторых местах мотылька или пчелу), и путешествовала в течение 40 дней в подземный мир.

Однако славянский подземный мир не был таким мрачным, как в других местах, – для них это был мир зеленых пастбищ и вечного лета, с огромной липой, охраняемой богом Велесом. И в ветвях этого дерева птицы (души) устраивались на ночлег, ожидая того времени, когда они перевоплотятся. Название этого "подземного мира “ было Vyraj ( Навь), и оно сохранилось во многих славянских языках сегодня, как слово для обозначения "рая".- Птицы-насестницы возвращались в мир, когда рождалось новое дитя, принося с собой новую душу, чтобы дать новорожденному. Таким образом, круг перевоплощений продолжался.

Украшение аист несет ребенка

Традиционный декор в доме во франко-германском регионе Эльзас. (Elekes Andor / CC BY-SA 4.0)


Как Аист Стал Проводником Между Мирами

Эта вера в реинкарнацию приводит к ряду очень интересных моментов. Во-первых, сильная приверженность всех Прото-и индоевропейцев культу предков. В результате души предков никогда по-настоящему не исчезнут. Второй интерес представляет (в основном) индоевропейская вера в реинкарнацию. И третий интересный момент - это очень простые наблюдения наших предков относительно природных миров вокруг них.

Наблюдая за аистами, которые каждый год уходили на юг, в теплые края, и возвращались с весной, древние славяне получили прекрасный пример своей веры в реинкарнацию. Для древних людей зима была темной частью года, символизирующей смерть. Таким образом, они предположили, что аисты – перевозящие души умерших – путешествуют на юг, в тот рай, о котором упоминалось ранее. А с приходом весны аисты вернутся и завершат цикл перевоплощений. И по сей день в славянских народах (да и в других странах Европы) наиболее распространен анекдот о том, что аисты приносят в мир младенцев. То, что почти никто не знает, - это глубокое и значимое происхождение этой простой веры.

В славянских языках слова, обозначающие аиста, являются ключевым свидетельством этой некогда широко распространенной веры. В украинском языке, например, существует множество названий аиста, а также множество верований, но одно имя было какое-то время самым распространенным: божья птица (Божа птиця). Однако в Сербии аист известен как " Ro " (рода). Ядро этого слова," Rod " (род), означает род, семью, родословную, племя, род, урожай, урожайность . Оно также обозначает рождение. Это огромное понимание того, насколько важной когда-то была эта птица. Так, на сербский язык его название можно дословно перевести как родня, родитель и так далее.

И конечно, во всех этих странах считается большим несчастьем причинить вред, прогнать или убить аиста. Сделать это означало бы навлечь на себя великое и тяжелое проклятие. Вот почему сегодня во многих деревнях северной Сербии, Венгрии, Украины, Словакии и Польши можно увидеть множество аистов, гнездящихся в трубах, на телефонных столбах или церковных шпилях. Никто их не беспокоит, и все смотрят на них доброжелательно.

Липа на древних изображениях
Липа в древнем мифе тесно связана с душами и богом Велесом. (Carl Wilhelm Arldt / Общественное достояние)

Птицы, гнездящиеся на липе Велеса

В качестве наглядного доказательства общих Прабалтославянских корней мы можем привести огромное значение аиста во всех современных Балтийских странах. С 1974 года Белый аист является национальной птицей Литвы, и эта птица является неотъемлемой частью их традиций. - Ой, какой большой Вильнюс! На одном конце стоит Аист , на другом хлопает клювом,” это начало культового литовского стихотворения, связанного с его столицей. И, как и везде в Европе, литовцы до сих пор в шутку утверждают, что их детей приносят аисты! - Аист принес брата! "это популярная поговорка всех литовских повитух ("Gandras atnešė broliuką!” ). Благополучие, согласие и любовь гарантированы каждой семье, в доме которой гнездится аист. А еще есть Велес, главный славянский бог земли, воды и подземного мира, который прочно связан с липовым деревом.

Но одно из уникальных и важных прозрений этой древней веры сохранилось и в Германии. Как и славянские мифы, эта немецкая вера указывает на гораздо более древнюю традицию. Согласно этому немецкому мифу, если лечь на землю рядом с источником, который течет из-под дерева, то можно услышать веселые голоса не рожденных детей, живущих в подземном мире. Эта германская вера принимает уникальный оборот: эти не рожденные души затем “вылавливались” аистами из рек, ручьев, озер и болот, а затем приносились новорожденным детьми. Это один из аспектов традиции, которая делает аиста своего рода” проводником " между миром мертвых и миром живых.

Аист в египетской мифологии

Ба, аспект человеческой души, связанный с аистами и загробной жизнью, вылетает из гробницы, чтобы отправиться в Страну Мертвых. (Soutekh67 / CC BY-SA 3.0)


А что, если мы скажем вам, что эта связь между аистами и душами также обнаружена в Древнем Египте? В египетских иероглифах и иконографии слово ba (bȝ) изображается в виде черного аиста. Ба - это один из аспектов человеческой души, точнее, личности человека, или всего, что делает его уникальным как личность. Древние египтяне верили, что Ба - это аспект души, которая продолжает жить после смерти. Ба почти всегда изображался в виде птицы (часто с человеческой головой), которая вылетает из гробницы, чтобы отправиться в загробную жизнь. А так как аисты, мигрировавшие на юг из Европы, зимуют в Египте, то можно снова провести параллель, что когда они возвращались в Европу, египтяне рассматривали это как путешествие в загробную жизнь.

Птица в древней наскальной живописи

Картина Ласко с птичьей головой итифаллического человека с эрегированным пенисом. (Gerald Villena / Adobe Stock)


Может быть, верования аистов пришли из каменного века?

Некоторые исследователи считают, что связь между птицами (аистами), душами и загробной жизнью еще древнее. Это приводит нас к загадочным пещерам Ласко во Франции, которые были датированы приблизительно ранним периодом Магдалины, более 17 000 лет назад. В то время как все рисунки совершенно очаровательны, один выделяется. В одном из самых глубоких, самых недоступных уровней пещер, куда можно попасть только по веревкам или лестницам, есть единственная в своем роде картина. На ней изображен птицеголовый итифаллический человек (с эрегированным пенисом), по-видимому, убитый разъяренным буйволом. Может быть, это самое раннее изображение древнего мифа о душах, переселяющихся вместе с птицами? Может быть, древний художник намеренно нарисовал ее в самой недостижимой части, которая могла символизировать подземный мир? И наконец, может ли картина быть самым простым доказательством, которое нам нужно: охотник, убитый буйволом, становится птицей после смерти? Возможно, мы никогда не узнаем ответов на эти вопросы, но эти мелкие детали заставляют нас думать шире.

Еще одно важное прозрение отсылает нас в далекое прошлое, верований в аиста приводит нас еще раз к германской вере. В самой ранней истории Германии аисты и ласточки были глашатаями богини Гульды (или фрау холле) и считались глашатаями весны. Гульда широко рассматривается как богиня-мать, которая предшествовала появлению германского народа. Когда-то он был главным божеством неолитической Европы. Кроме того, соседние древние пруссы считали аистов посланцами одного из своих главных божеств-Потримпа.

Изображение Богини Хульды на марке

Фрау холле или Богиня Хульда из Германского мифа широко рассматривается как богиня-мать, которая предшествовала появлению германского народа, и она связана с аистами и ласточками. Когда-то она была главным распространенным божеством неолитической Европы. (Spatzenballet / Adobe Stock)


Тем не менее, некоторые ученые утверждают, что мифы, относящиеся к аисту, являются чисто индоевропейскими, хотя (как мы уже говорили) многие свидетельства указывают на гораздо более древнее происхождение. Но не могло ли это быть одним из немногих общих верований между Протоевропейцами и мигрирующими народами?

Хотя главным аспектом этой веры, несомненно , является перевоплощение и переселение душ, некоторые ученые приписывают ей сельскохозяйственный аспект. Хотя все согласны с тем, что почитание белого аиста берет свое начало в каменном веке, можно сказать, что оно получило новый и расширенный характер с приходом индоевропейцев и всех новых технологий, которые они принесли.

Говорят, что белые аисты в индоевропейской вере связаны с весной и началом сельскохозяйственного сезона. Таким образом, они рассматриваются как носители тепла и хорошей погоды, а также успеха культур и новой жизни. Но даже при этом суть верования остается прежней: новая жизнь и поддержание жизненного цикла на крыльях величественного белого аиста.

 

Верхний образ: этот германский образ связывает аиста со смертью и подземным миром. Источник: Hanna Gottschalk / Adobe Stock

Просмотров: 76
Добавить комментарий


Защитный код
Обновить