Гелиогабал - Ненавистный Римский Император, Убитый И Изувеченный!

Элабагал

Гелиобагал был римским императором, жившим в начале 3-го века нашей эры. Его часто считают одним из худших римских императоров и обычно ставят в один ряд с другими известными императорами, такими как Нерон и Калигула. В наши дни Элагабал, возможно, не так известен, как эти “никудышные императоры".” Тем не менее, существует достаточно письменных источников древних римских авторов, в частности Кассия Диона , Геродиана и неизвестного автора "истории Августы", чтобы мы могли нарисовать яркую картину Элагабала, его жизни и его деяний.

Восстание Гелиобагала И Его Матери Из Сирии

Элагабал (иногда называемый Гелиогабалом) родился около 203 года нашей эры в Эмесе, городе на западе Сирии, известном сегодня как Хомс. При рождении Элагабал был известен как Varius Avitus Bassianus. Когда он стал императором, его официально называли Цезарем Марком Аврелием Антонином Августом. Но этот печально известный император в основном известен как Элагабал из-за того, что в молодости он служил верховным жрецом бога солнца Эла-Габала. Елагабал смог занять эту должность, так как семья его матери, Юлии Соэмии, была потомственными жрецами этого бога.

 

Древний мраморный бюст Элагабала, который является частью коллекции Капитолийских музеев в Риме. ( © José Luiz Bernardes Ribeiro )

Именно через семью своей матери Элагабал был связан с правящей династией Северан (правил в 193-235 годах н. э.). Его бабушка по материнской линии, Юлия Маэза, была старшей сестрой Юлии Домны, жены Септимия Севера, основателя Северанской династии. И Юлия Соэмия, и Юлия Маэса сыграли важную роль в возведении Элагабала на римский трон, и фактически именно они контролировали империю, в то время как Элагабал был в основном занят религиозными вопросами. Кстати, отцом Элагабала был Секст Варий Марцелл, римский аристократ из Сирии. В отличие от обоих Юлий, Марцелл, по-видимому, играет заметную роль в жизни Элагабала, и он умер за несколько лет до того, как его сын стал императором.

 

Династия Северов, около 200 года н. э., изображающая Септимия Севера с его семьей: слева: жена Юлия Домна; нижняя половина: сыновья Гета и Каракалла. ( © José Luiz Bernardes Ribeiro )

Северанская Династия Была Сломлена И Возобновлена Вместе С Элагабалом

Династия Северов была основана в 193 году нашей эры, когда Септимий Север, происходивший из знатной семьи в Лептис Магна, городе в современной Ливии, тогда входившем в состав Римской провинции Африка Проконсулариса, вышел победителем из политических волнений, известных теперь как год пяти императоров. Когда Септимий Север умер в 211 году нашей эры, которую наследовал его сын Каракалла.

Однако правление второго Северанского императора было прервано, когда он был убит в 217 году до нашей эры. Смерть Каракаллы ознаменовала краткий перерыв в династии Северов, поскольку следующий император, Макрин, не был членом “семьи”. Макрин, который служил преторианским префектом при Каракалле, организовал убийство императора и захватил трон после его смерти.

Тем временем Юлия Маэса и ее дочери, Юлия Соэмия и Юлия Мамея, были отправлены обратно в Эмесу, где они начали заговор против Макрина. Женщины начали распространять слухи, что Элагабал на самом деле был незаконнорожденным сыном Каракаллы, чтобы заручиться поддержкой войск Легиона III Галлики, которые были расквартированы в соседней Рафане. Элагабал был представлен полководцу Публию Валерию Комазону и его войскам и провозглашен императором. Новому императору тогда было всего 14 лет. Вскоре другие римские легионы на востоке покинули Макрина и присоединились к Элагабалу. Наконец, в июне 218 года под Антиохией произошло сражение между войсками Макрина и войсками молодого императора. Макрин был разбит, взят в плен и впоследствии казнен.

 Древняя Никомедия

В 218 году нашей эры Элагабал и его окружение остановились в Никомедии, греческом городе в современной Турции, и именно там он “погрузился в свою безумную деятельность, выполняя для своего родного Бога фантастические обряды, которым он был обучен.” (Félix Marie Charles Texier / Public domain )

Со смертью Макрина дорога в Рим стала безопасной, и династия Северов возродилась. В 218 году нашей эры Элагабал и его свита отправились в долгое путешествие из Эмесы в Рим. По дороге он был вынужден провести зиму в Никомедии (греческий город в современной Турции). Здесь, по словам Иродиана, Елагабал “погрузился в свои безумные занятия, совершая для своего родного Бога фантастические обряды, которым он был обучен с детства. Он носил самую богатую одежду он облачился в пурпурные одежды, расшитые золотом; к своим ожерельям и браслетам он добавил корону, тиару, сверкающую золотом и драгоценными камнями... Сопровождаемый флейтами и барабанами, он совершал, как оказалось, оргиастическое служение своему богу". Согласно другому источнику, Historia Augusta, во время своего пребывания в Никомедии Элагабал “жил в развращенном образе и предавался противоестественным порокам”.

Говорят, что роскошная одежда и экзотические ритуалы Элагабала позабавили римские войска, стоявшие близ Эмесы. Сообщается, что солдаты отправились в его храм, чтобы посмотреть, как Элагабал исполняет свои жреческие обязанности, и были, по-видимому, загипнотизированы его красивой внешностью, роскошной одеждой и дорогими украшениями.

Однако теперь, когда он стал их императором, на солдат это произвело меньшее впечатление, и, согласно "истории Августы" вскоре они начали сожалеть, что они сговорились против Макрина, чтобы сделать этого человека императором.” Даже бабушка Элагабала начала беспокоиться о том, как император представляется своим подданным. В рассказе Иродиана говорится, что Юлия Мезия была “сильно встревожена и снова и снова пыталась убедить юношу надеть Римскую одежду, когда он входил в город, чтобы посетить Сенат”, опасаясь, что “его внешний вид, очевидно чужой и совершенно варварский, оскорбит тех, кто его видел.”

 Две стороны монеты отчеканенной

Обе стороны монеты Elagabalus Aureus Sol Invictus, отчеканенной в Антиохии в 218-219 гг. н. э. (Классическая нумизматическая группа, Inc. http://www.cngcoins.com / CC BY-SA 3.0)

Зверства Элагабала Вызвали Возмущение В Риме

Однако Элагабал, вероятно, считал себя прежде всего верховным жрецом Эла-Габала. Для него роль римского императора была второстепенной. Как бы то ни было, Элагабал отверг предостережения Юлии Мезы и продолжал вести себя и одеваться так, как ему было угодно. Излишне говорить, что Элагабал продолжал исполнять свои обязанности верховного жреца в Риме, к большому неудовольствию римлян. Древние авторы приводят много подробностей о зверствах Элагабала в Риме, некоторые из которых, вероятно, содержат больше вымысла, чем фактов. Возьмем в качестве примера описание Кассием Дионом религиозных обрядов, совершаемых императором (которого в данном случае называют Сарданапалом).:

Я не стану описывать варварские песнопения, которые Сарданапал вместе со своей матерью и бабушкой пел Элагабалу, или тайные жертвоприношения, которые он приносил ему, убивая мальчиков и используя амулеты, фактически заживо запирая в храме бога Льва, обезьяну и змею, бросая среди них человеческие гениталии и практикуя другие нечестивые ритуалы, в то время как он неизменно носил бесчисленные амулеты.”

Другой рассказ, обвиняющий Элагабала в том, что он совершал человеческие жертвоприношения как часть своих жреческих обязанностей, содержится в "Historia Augusta" и гласит::

- Элагабал также приносил человеческие жертвы, и для этого он собрал со всей Италии детей благородного происхождения и прекрасной наружности, чьи отцы и матери были живы, намереваясь, я полагаю, что горе, если оно постигнет двух родителей, будет еще больше. Наконец, он держал при себе всякого рода магов и заставлял их совершать ежедневные жертвоприношения, сам побуждая их и благодаря богов, потому что находил их благосклонными к этим людям; и все это время он осматривал жизненно важные органы детей и пытал их по обычаю своих туземных ритуалов.”

Третий рассказ о религиозных ритуалах, совершаемых Елагабалом, приводится Иродианом и представляется более правдоподобным:

- Он воздвиг огромный и величественный храм своему Богу и окружил его многочисленными алтарями. Выходя рано утром, он приносил в жертву гекатомбы быков и огромное количество овец ... Элагабал танцевал вокруг алтарей под музыку, исполняемую на всевозможных инструментах; женщины из его собственной страны сопровождали его в этих танцах, неся цимбалы и барабаны, когда они кружили вокруг алтарей. Весь Сенат и все войны стояли и смотрели, как зрители в театре.”

Римская мраморная статую Урании

Римская (скопированная с греческих оригиналов) мраморная статуя Урании, североафриканской музы астрономии, которую Элагабал “женил” на другом божестве, вызвала большое возмущение в Риме. (Музеи Ватикана / Общественное достояние)

Помимо восточных ритуалов, Элагабал также представлял иноземных богов. Естественно, Эла-Габал был добавлен в римский Пантеон и поставлен во главе его. Иродиан утверждает, что император " повелел всем римским чиновникам, совершающим публичные жертвоприношения, призвать нового бога Элагабала перед всеми другими богами, которых они призывают в своих обрядах.” Утверждается, что Элагабал заключал браки между Эла-Габалом и другими божествами, например, североафриканской богиней Уранией, рассказ о которой приводит Иродиан:

- он послал за статуей Урании, которую особенно почитают карфагеняне и ливийцы. Утверждая, что он устраивает брак солнца и Луны, Элагабал послал за статуей и всем золотом в храме и приказал карфагенянам предоставить, кроме того, огромную сумму денег для приданого богини. Когда статуя прибыла, он установил ее вместе со своим Богом и приказал всем людям в Риме и по всей Италии праздновать пышными празднествами, публично и в частном порядке, в честь бракосочетания божеств.”

В самом деле, восточные ритуалы, совершаемые Элагабалом в Риме, должно быть, были чрезвычайно шокирующими для граждан, которые их видели. Хотя римляне были известны тем, что включали в себя чужеземных божеств, действия Элагабала были, вероятно, перебором для них. Однако это были не единственные недостатки, которые вызвали ненависть римлян. Помимо введения чужеземных обычаев, несовместимых с римскими нравами, Элагабал мало уважал римские обычаи и нарушил ряд табу, в первую очередь связанных с сексуальностью.

Мраморный фрагмент из Луны

Мраморный фрагмент из Луны, Италия, изображающий весталок-девственниц на пиру. Весталки не могли вступать в брак, выполняя свою роль, но это не остановило Элагабала. (Rabax63 / CC BY-SA 4.0)

Древние авторы указывают, например, что Элагабал был женат несколько раз. Кассий Дион утверждает, что Элагабал сначала женился на Корнелии Пауле, Римской аристократке, но позже развелся с ней, потому что “у нее было какое-то пятно на теле.” Следующей женой императора была Весталка, которую Кассий Дион называет Аквилия Севера. Известно, что Элагабал нарушил ее целомудрие и поэтому женился на ней. Это было абсолютно неприемлемо для римлян, так как весталки не должны были выходить замуж, пока они служили жрицами. Вскоре после этого, однако, Элагабал развелся с бывшей весталкой и, согласно Иродиану, женился на женщине из семьи Коммода. Кассий Дион, напротив, пишет, что император “женился на второй, третьей, четвертой и еще одной; после этого он вернулся к Северу.”

Говорят также, что у Элагабала были любовники-мужчины, хотя это не единственный случай в истории римских императоров. Известно также, что у других императоров, включая “плохого” Нерона и “хорошего” Адриана, были любовники-мужчины. Тем не менее, считается, что Элагабал пошел на шаг дальше, чем любой из его предшественников. Кассий Дион утверждает, что “он довел свою похоть до такой степени, что попросил врачей создать женское влагалище в его теле с помощью разреза, обещая им за это большие суммы”. Элагабал, возможно, наиболее известен этим желанием иметь женское влагалище, хотя на самом деле эта история встречается только у Кассия Диона, а не в двух других древних источниках.

Бюст Юлии Мамеи

Бюст Юлии Мамеи, которая подкупила других, чтобы свергнуть Элагабала, что привело к его казни и увечьям. Этот бюст находится в Пушкинском музее (Россия), но был скопирован с римского оригинала, найденного в коллекции Британского музея. (shakko / CC BY 3.0)

В Конце Концов, Элагабал Встретил Заслуженный Конец!

Древние источники сообщают о многих других злодеяниях Элагабала, хотя их слишком много, чтобы перечислять их здесь. Ясно, однако, что эксцентричное поведение императора оттолкнуло его от остального Рима. В конечном счете, в 222 году нашей эры солдаты преторианской гвардии решили убрать императора сами.

Геродиан сообщает, что солдаты были в фаворе у двоюродного брата Елагабала, Александра, так как он казался более подходящим человеком для роли императора, и, что более важно, из-за золота, тайно раздаваемого им Юлией Мамеей. Элагабал вскоре узнал об этом и замыслил убить Александра, но его планы были сорваны Юлией Мезой. И Кассий Дион, и Иродиан сообщают, что Элагабал был в конце концов убит преторианцами, когда он находился в их лагере. Император отправился туда вместе с Александром, чтобы попытаться успокоить солдат, которые рассердились, услышав, что он пытается сделать со своим кузеном. Элагабал не справился со своей задачей и был казнен в лагере вместе со своей матерью и несколькими своими ближайшими соратниками.

Повествование о смерти Элагабала в "Historia Augusta", в отличие от двух других источников, фокусируется на его иронии и выглядит следующим образом:

- Некоторые сирийские жрецы предсказали ему, что он умрет насильственной смертью. Поэтому он приготовил веревки, вплетенный в них пурпурный и алый шелк, чтобы в случае необходимости покончить с собой, удавив их петлей. Кроме того, он держал наготове Золотые мечи, которыми мог заколоть себя, если возникнет угроза насилия. Кроме того, у него были наготове яды в виде цераунитов (или белемнитов, разновидность кальмаров), сапфиров и изумрудов, которыми он мог убить себя, если возникнет угроза уничтожения. И он также построил очень высокую башню, с которой бросился вниз, построенную из досок, позолоченных и украшенных драгоценными камнями в его собственном присутствии, ибо даже его смерть, заявил он, должна быть дорогой и отмеченной роскошью, чтобы можно было сказать, что никто никогда не умирал таким образом. Но все эти приготовления не принесли ему никакой пользы, так как, как мы уже говорили, он был убит простыми солдатами.”

Наконец, труп Элагабала протащили по всему городу, чтобы публично надругаться над ним и изуродовать его, а затем бросили в канализацию, которая впадала в Тибр. Таким образом, история Элагабала, одного из самых нелюбимых римских императоров, подошла к недостойному, но справедливому концу.

Верхнее изображение: Элагабал ведет колесницу, запряженную шестнадцатью белыми лошадьми. Источник: Jean Lombard (26 сентября 1854-17 июля 1891) / Public domain

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить