Пещера Кайадас: легендарная спартанская яма смерти

 Спартанцы

Спартанцы в Древней Греции всегда были известны как свирепые воины и решительные бойцы. Многое из того, что мы знаем о них, связано с их военной историей и столь же милитаризованным обществом. Многие из их культурных черт были сосредоточены на физической и умственной доблести, атлетизме и превосходстве спартанцев над другими греческими городами-государствами. Довольно часто физическая подготовка и приобщение к военному образу мыслей поощрялись с самого раннего возраста. Но ни одно общество не является совершенным, каждое порождает свою особую форму изгоя. Для спартанцев быть неудачником было непростительно. Считается, что многие из их нежелательных членов общества были жестоко уничтожены. Это породило миф о пещере Кайадас, глубокой пещере, в которую бросались преступники, предатели, трусы и больные новорожденные. Но есть ли правда в этой легенде? Археология и самоотверженные исследования могут дать нам ответ.

 Окрестности горы Тайгет

Археологи использовали древние тексты, чтобы точно определить местоположение пещеры Кайадас, которая была идентифицирована на склонах горы Тайгет, увиденной здесь на изображении, взятом из руин святилища Менелая и Елены в Спарте. (George E. Koronaios / CC0)

Пещера Кайадас в Древней Греции

Одно из самых ранних исторических упоминаний об этой пещере исходит от греческого писателя Плутарха, который сообщает нам, что спартанцы бросали своих уродливых, болезненных или нежеланных младенцев в глубины пещеры Кайадас (Kaiadas). Автор сообщает нам, что из-за того, что такие новорожденные были неспособны соответствовать идеальному образцу взрослого спартанца, от них избавились. Важное понимание обоснованности утверждения Плутарха скрыто в этимологии названия пещеры.

Первая часть имени-Kai. В древнегреческом языке слова Cai, Chai или Caias означало дом или пещеру. Это похоже на слово cava или cavea, которое использовали римляне. Почему это слово означает одновременно и дом, и пещеру? Объяснение этому простое. Древние греки верили, что самыми первыми домами в младенчестве мира были пещеры и гроты.

Вторая часть названия происходит от греческого божества мертвых, подземногомира и адских областей , Гадеса. Существовало много региональных вариаций этого имени, и одной из самых ранних засвидетельствованных форм имени Аид на самом деле были Адид и Аида. Таким образом , Кайадас можно приблизительно перевести как “Дом Мертвых/смерть”, что дает нам представление о его первоначальном назначении.

Найти точное местоположение этой пещеры, опираясь только на исторические письменные источники, которым уже несколько столетий, безусловно, было непростой задачей. Тем не менее, ученые и археологи уверены, что в настоящее время согласованное местоположение пещеры является правильным. Все древние писатели помещали пещеру где-то в окрестностях Спарты, что и послужило первым ключом к ее местонахождению. Но это была местная народная традиция, которая точно определила его местоположение. Вокруг ущелий и склонов горы Тайгет рядом с деревней Трипи находится глубокая яма, известная под именем Кеадас на протяжении бесчисленных поколений. Находясь в исторической близости от Спарты, и расположенный недалеко от современной дороги Спарта-Каламата, он казался безопасной ставкой для исследователей.

Большой прорыв произошел, когда археологи заглянули в мрачные глубины этой труднодоступной ямы. Первоначальное открытие пещеры Кеадас было почти случайным. Владелец соседней гостиницы сообщил археологам о существовании поблизости пещерообразной ямы, в которой, по его словам, он видел “огромные массы костей. "Первые фотографии были сделаны вскоре после того, как исследователю с помощью местных властей удалось спуститься в яму, чтобы самому увидеть груды человеческих костей. Пещера была заполнена невероятным количеством почти исключительно человеческих костей, так много, что они были расположены в том, что было описано как слоистые слои.

 Картина греческого божества подземного мира

Разрушая этимологию своего названия, пещера Кайадас буквально переводится как "Дом Мертвых/смерти".- Вторая часть имени происходит от имени Гадеса, греческого божества подземного мира. (Общественное достояние)

Жестокость древнегреческой войны

После этих первоначальных оценок исследователям был дан зеленый свет для дальнейшего изучения этой пещеры. Таким образом, была собрана профессиональная команда , во главе которой стояли три человека: Й. Иоанну-главный спелеолог, Э. Кампуроглу-главный геолог и т. д. Питсиос - ведущий антрополог. Все они имели богатый опыт исследования пещер. Их предварительные исследования только подтвердили первоначальную оценку того, что это действительно была пещера Кайадас древней Спарты, почти нетронутая все эти столетия спустя.

Таким образом, историческая пещера Кайадас была наконец обнаружена недалеко от деревни Трипи, у входа в ущелье Лангада и всего в 12 километрах от Спарты. Однако обнаружился один интересный факт. Из множества человеческих костей, обнаруженных внутри, почти ни одна не принадлежала младенцам или детям. Большинство, если не все, принадлежали мужчинам в возрасте от 18 до 35 лет, что ставило большой вопрос над древним утверждением о варварском обращении спартанцев с новорожденными.

Этот вопрос хорошо объяснен ведущими исследователями этого предмета, которые утверждают, что спартанцы, возможно, никогда не использовали дыру для избавления от новорожденных, миф, возможно, распространенный их противниками, но вместо этого использовался как форма смертной казни . В яму они бросали своих предателей, трусов, преступников и военнопленных. Многочисленные свидетельства указывают на то, что пещера Кайадас активно использовалась во время первых двух Мессенских войн , в 8, 7 и 4 веках до нашей эры. Большое количество скелетов в нем говорит о том, что спартанцы бросали в него пленных мессенцев или, возможно, избавлялись от трупов убитых врагов. Но, конечно, это не единственный источник костей внутри него.

Многое из того, что приписывалось спартанцам, было, безусловно, правдой, и их практика наказывать злодеев и подонков таким образом была хорошо известна всем. На самом деле эта жестокая форма казни была очень ненавистна врагам Спарты. Один документально подтвержденный инцидент, произошедший примерно в 430 году до н. э., утверждает, что два спартанских посланника в Персию были перехвачены по пути и захвачены афинянами. Их судили и убивали, не давая им возможности защищаться, и тут же бросали в каменистую пропасть. Также утверждается, что афиняне сделали это в отместку, отомстив за пленных, убитых спартанцами таким же жестоким образом.

 Пещера заваленная черепами

Спартанцы Древней Греции запомнились как свирепые воины и бойцы с глубоко милитаризованным обществом. Их одержимость совершенством и жестокими наказаниями была описана греческим философом Плутархом, который утверждал, что спартанцы бросали своих нежеланных детей в пещеру Кайадас. (Владислав / Adobe Stock)

Пастух наткнулся на смертельную пропасть

Этот факт подтверждается также недавним обнаружением многочисленных артефактов среди скелетов. Они включали множество фрагментов керамики, куски железных цепей, керамические светильники, а также уникальный человеческий череп с бронзовым наконечником стрелы, который мог доказать, что пещера Кайадас использовалась для этой злонамеренной цели еще до наступления железного века. Но даже несмотря на то, что это недавнее исследование дало решающее представление об истории пещеры, это не первый раз, когда пещера была исследована или даже обнаружена.

Эта привилегия принадлежит некоему Оливье Райе, выдающемуся французскому археологу и профессору середины-конца 1880-х гг. примерно в 1879 г. Греческий пастух наткнулся на отверстие в холмах и увидел там человеческие останки. Его открытие привлекло внимание Райе, который в то время работал в Греции в качестве одного из ведущих французских археологов, специализирующихся на Древней Греции .

Таким образом, Оливье Райе исследовал пещеру Кайадас в 1879 году. После тщательного исследования он сделал длинный доклад, который был опубликован в Париже в 1882 году в La Poesie Alexandrine sous les trois Premiers Ptoelemees ( а также опубликован на английском языке в 1931 году как Александрийская поэзия при первых трех Птолемеях ). Сегодня этот отчет рассматривается как важнейший источник информации о пещере Кайадас и ее ранних исследованиях. Ниже приведены некоторые из ключевых замечаний, которые сделал Райет, предполагая, что на самом деле он исследовал Кайадас:

"Хутор Трипи расположен у входа в ущелье, на значительной высоте, с южной его стороны ... [...] На вершине этой выступающей скалы [.. там есть яма, на которую пастухи никогда не обращали особого внимания, потому что подобные образования так часто встречаются в этих горах. Несколько лет назад [..] землетрясение вызвало падение некоторых камней, что открыло вторую трещину. Долгое время никому и в голову не приходило проникнуть в него, и только около двух лет назад у пастуха Трипи возникла идея сделать это. Спустившись метров на двенадцать, он приземлился в очень высокой пещере, неровный пол которой был усеян человеческими костями. Эта история возбудила мое любопытство, и я сам проник в пещеру в сентябре 1879 года, по пути из Спарты в Каламату.

 Изображение пещеры Кайадас

Первым человеком, который исследовал пещеру Кайадас, изображенную здесь, был Оливье Райе, французский археолог середины-конца 1880-х годов (Christos Koudounis / CC BY-SA 4.0)

Снизу небо видно через верхнее отверстие, которое выглядит очень маленьким и должно быть около сорока метров над дном. [.. Пол пещеры состоит из массы человеческих костей, смешанных с Землей, и на него упало несколько больших каменных глыб. Сколько там скелетов? Невозможно сказать, но их очень много. Кости стали губчатыми и хрупкими, но небольшая известковая инкрустация, вызванная водой, которая капает со стен грота, сохранила их довольно хорошо. Все черепа, которые мне удалось собрать, принадлежали очень сильным людям, которые, судя по состоянию зубов, были еще в расцвете сил.

Если разжечь костер, то подобные кости можно увидеть на всех выступах в стенах пещеры, от ее верха до самого дна. Ясно, что люди, останки которых мы видим здесь, были выброшены через верхнее отверстие, что некоторые из них остались висеть на грубых выступах скалы, в то время как другие упали на дно и были раздавлены. Разве не так же погибали пленники, брошенные в Кайадаса?”

 Изображение Мессенской войны

Аристомен известен тем, что во время Второй Мессенской войны оказал знаменитое сопротивление спартанцам на горе Эйра. (Общественное достояние)

Аристомен: Царь, бежавший из тьмы Кайады

Эта последняя фраза из отчета Райета показывает, что он был хорошо осведомлен о мифе о пещере Кайадас и подозревал, что пещера, в которую он вошел, вполне могла быть ею. Он также установил очень важную связь между пещерой и историей Аристомена. Аристомен был легендарным царем Мессении, который славно противостоял спартанцам во второй Мессенской войне, длившейся с 685 по 668 год до нашей эры. В течение одиннадцати лет Аристомен держался на горе Эйра и в конце концов совершил дерзкий побег, как раз когда гора пала перед врагом. Легенда гласит, что он был схвачен богами и уведен в безопасное место, однако история говорит нам об обратном: он бежал и впоследствии умер на острове Родос.

Тем не менее, одна интересная история связывает Аристомена с пещерой Кайадас. Говорят, что во время его одиннадцатилетнего сопротивления он и пятьдесят его людей были захвачены спартанцами во время неудачного набега. Все они были брошены в пропасть Кайадас, яму, в которую бросали преступников и пленников. История рассказывает нам, что только Аристомену удалось пережить падение и впоследствии выбраться из пещеры, присоединившись к своим силам на горе.

В то время как многие фантастические легенды объясняют, как он избежал ямы, Оливье Райе дал более научное и разумное объяснение. Наблюдая за отверстиями в пещере, которые он заметил, а также за тем, через которое он вошел, Райе предположил, что это, возможно, то же самое отверстие, через которое сбежал Аристомен: "[... трудно устоять перед искушением поверить, что отверстие, через которое мы вошли в пещеру, и есть то самое отверстие, через которое сбежал Аристомен, и что с течением времени оно стало больше."

Жестокая форма смертной казни

Мрачные и ужасные истории, которые Плутарх сохранил для потомков, были, пожалуй, несколько преувеличены. Просто нет никаких доказательств того, что спартанцы бросали нежелательных и больных новорожденных в пещеру Кайадас. Во всяком случае, находки доказывают обратное, поскольку единственными костями, обнаруженными внутри, были кости сильных и взрослых мужчин, вероятно воинов.

Рассказы Плутарха, возможно, служили цели демонизации спартанцев или, возможно, даже заставляли их выглядеть более жесткими, сильными и милитаристскими. Тем не менее, пещера Кайадас настолько реальна, насколько это возможно. И пропасть, и бесчисленные тела приговоренных к смерти людей пережили многие века, но лишь для того, чтобы быть вновь открытыми по чистой случайности. В наши дни он служит важным свидетельством жестокости древних времен и ужасной судьбы, которая ожидала тех, кто был брошен в него!

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить