Марджери Кемпе: Средневековая Мистическая и ‘Еретическая’ Героиня

Категория: История человечества Опубликовано: 12.05.2021

Марджери Кемп

Первые 40 лет своей жизни Марджери Кемп была обычной женщиной. Она родилась в семье среднего класса в Восточной Англии 14-го века в Англии, и сегодня ее помнят за ее замечательную последующую жизнь как святую женщину и средневекового мистика. Хотя выбор профессии делает ее интересной, поскольку женщины-мистики в то время были редкостью, самое замечательное в жизни Марджери-это запись, которую она сделала в Книге Марджери Кемпе. Эта книга о ее жизни-самая ранняя из сохранившихся автобиографий на среднеанглийском.

Книга Марджери Кемпе

Возможно, самое важное, что книга написана собственными словами Марджери. Это было крайне редко, так как большинство женщин в средние века были неграмотны, и любые биографии их жизни были написаны мужскими авторами. Как первый средневековый автобиограф и как женщина, Марджери Кемпе приветствовалась современными учеными как героиня-феминистка, и ее история провозглашалась как стремление к освобождению и независимости от тирании патриархата.

Так как же женщина такой очевидной посредственности стала почитаться как отпрыск феминистского дела? Действительно ли она была тем отважным первопроходцем, каким мы ее теперь считаем? Ответ можно найти в собственных словах Марджери.

Обычное Начало

Марджери родилась в 1373 году, дочь Джона Броэма, бургомистра или землевладельца в городе Кингс-Линн в Норфолке, известном в то время как Бишоп-Линн. Это был процветающий портовый город, и отец Марджери был человеком уважаемым в городской общине, который занимал множество почетных должностей, включая мэра, олдермена (городского советника), члена парламента, коронера, мирового судью и камергера.

 Большая часть средневекового Кингс-Линна сохранилась до наших дней

Большая часть средневекового Кингс-Линна сохранилась до наших дней ( Эвелин Симак / Geograph)

В возрасте 20 лет Марджери вышла замуж за Джона Кемпа, человека из семьи с несколько меньшим статусом в обществе и меньшим богатством, чем у нее. Марджери, по-видимому, считала себя выше такого брака, и она говорит в своей книге, что сказала своему мужу, что они никогда не должны были жениться, потому что она происходила из “достойного рода”.

Марджери и сама была состоятельной бизнес-леди. Она описывает свой пивоваренный бизнес, который она начала из “чистой жадности”, а также модную одежду и дорогие украшения, которые она носила, предположительно оплаченные ее деловыми предприятиями.

Однако, несмотря на явное отвращение Марджери к своему мужу, она также говорит, что он глубоко заботился о ней и относился к ней с “нежностью и состраданием”. У них было 14 детей вместе в течение их брака, хотя очень мало известно о них, так как Марджери не упоминает большинство своих детей в своей автобиографии, за исключением нескольких очень кратких ссылок.

Практически все, что мы знаем о жизни Марджери, взято из ее книги, которая сохранилась в единственной рукописи, скопированной с оригинала монахом из Норвича, известным как Ричард Солтхаус. Таким образом, у нас нет сведений о том, когда умерла Марджери, хотя мы знаем, что это было где-то после 1438 года.

Рукопись

Единственная рукопись, содержащая Книгу Марджери Кемпе, была обнаружена в 1934 году в частной коллекции семьи Батлер-Боудон и в настоящее время находится в коллекции рукописей Британской библиотеки в Лондоне. Сама книга была написана в 1430-х годах, и она была написана в нескольких частях из-за смерти священника, который переписывал ее для нее.

 Отрывок из Книги Марджери Кемпе

Отрывок из Книги Марджери Кемпе ( Public domain / Wikimedia Commons)

Марджери жила во времена, когда женщины, как правило, не имели образования, особенно представители среднего и низшего классов. В результате, как и большинство женщин того времени, она не умела ни читать, ни писать. Многие мужчины в позднем средневековье также были неграмотны, поэтому для написания своей книги Марджери приходилось полагаться на священника, поскольку религиозные ордена в этот период были преимущественно грамотным классом.

Эта история прослеживает несколько хронологическую последовательность ее жизни на сегодняшний день, продолжая обсуждать распад ее брака и ее вступление в духовное путешествие, как физическое, так и психологическое. Однако история не структурирована так, как современный читатель ожидал бы от повествования, а является эпизодической по форме. Причину этого Марджери объясняет в предисловии к своей книге:

“Краткий трактат о существе, пребывающем в великой роскоши и гордости мира, которое впоследствии было привлечено к нашему Господу великой нищетой, болезнями, позором и великими обличениями во многих различных странах и местах, о которых некоторые несчастья будут показаны ниже, но не в том порядке, в котором они постигли, а так, как существо могло помнить их, когда они были написаны.”

На протяжении всей книги она называет себя этим “созданием”, без сомнения, чтобы отразить свое смирение и недостойность. Марджери также объясняет, почему она решила записать свою жизнь, и что это было сделано не для какого-либо самопрославления, а для прославления Бога:

“Когда это было угодно нашему Господу, он повелел и поручил ей, чтобы она записала свои чувства и откровения и свой образ жизни, чтобы Его благость могла быть известна всему миру.”

Было также высказано предположение, что Марджери намеревалась использовать свою книгу в качестве доказательства своей собственной святости и что, возможно, она надеялась заслужить статус святой, но прямых доказательств этого намерения в книге нет, и действительно, Марджери Кемп никогда не была сделана святой. Она, однако, была отмечена Церковью и почитается некоторыми за ее святые качества.

Духовное возрождение Марджери

В некотором поэтическом повороте событий духовное возрождение, пережитое Марджери и задокументированное в ее книге, началось с рождения ее первого ребенка. Она описывает в ярких подробностях тревожные галлюцинации, которые она испытала после этого, когда она “сошла с ума и была удивительно обеспокоена и мучилась духами в течение полугода”:

-Дьяволы открывают свои рты, все они горят пламенем огня, как будто они хотели проглотить ее, иногда лапают ее, иногда угрожают ей, иногда тянут ее и таскают ее и ночью, и днем.”

 Озарение религиозного видения, Часослов Симона де Вари, 15 век

Озарение религиозного видения, Часослов Симона де Вари, 15 век ( Public domain / Wikimedia Commons)

Эти видения причинили Марджери такое страдание, что она “так сильно укусила себя за руку, что отметина была видна до конца ее жизни”, и она “безжалостно рвала ногтями кожу на своем теле возле сердца ... и она сделала бы что-нибудь похуже, если бы ее насильно не связали”.

Через свои испытания и мучения Марджери оставила свою веру и отреклась от своего Бога. Тем не менее, Иисус Христос пришел к ней в одном из ее видений в виде человека, одетого в пурпурную мантию, сидящего на ее кровати и спрашивающего ее, почему она оставила его, и с этим Марджери успокоилась и вновь обрела рассудок. Она начала возвращаться к обычной рутине своей жизни, но ее откровение так потрясло ее, что Марджери решила не возвращаться к своим прежним гордым и жадным привычкам.

Обет целомудрия

К несчастью для своего мужа, Марджери также потеряла желание полового акта и решила, что плотский акт стал для нее настолько отвратительным, что она скорее “съела бы и выпила грязь в сточной канаве, чем согласилась на половой акт”. Для духовно мыслящего человека в Средние века секс считался непригодным даже в браке, и, несомненно, именно поэтому Марджери оказалась незаинтересованной в нем после своего духовного возрождения.

Ее муж, однако, был явно недоволен, когда она выразила свое желание “жить в целомудрии”, и Марджери описывает, как она была вынуждена заниматься сексом со своим мужем “с большим плачем и горем”. В средневековый период изнасилование в браке не считалось преступлением, и поэтому Марджери пришлось терпеть это обращение в течение 3 лет.

 https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Vision_of_St._Martin,_Bishop_of_Tours_-_Book_of_hours_Simon_de_Varie_-_KB_74_G37_-_080r_randfig_4.jpg

Обеты целомудрия не были редкостью в средневековой Англии ( инарик / Adobe Stock)

Будучи умной женщиной, Марджери в конце концов нашла способ убедить мужа даровать ей желаемое целомудрие, заключив с ним сделку. В пятницу, в канун летнего солнцестояния, Марджери и Джон ехали в Бридлингтон и остановились у перекрестка на обочине. Джон отклонил просьбу Марджери дать обет целомудрия, но предложил сделку: если Марджери будет по-прежнему делить с ним постель, выплачивать долги и есть с ним по пятницам, то он согласится не заниматься с ней сексом. Марджери уже некоторое время постилась по пятницам, что было частью ее религиозных обрядов, и поэтому она не могла решить, принять предложение мужа или нет.

Помолившись в соседнем поле, Бог заговорил с ней и повелел ей прекратить пост, чтобы исполнить свое желание. Марджери вернулась к мужу и сказала, что если он согласится “никогда не требовать от меня никаких супружеских долгов после этого дня, пока ты жив”, она заплатит его долги и будет есть с ним так, как он пожелает.

В течение следующего года или около того сам Джон принял обет целомудрия, и брак, похоже, остался дружественным. Когда Джон позже перенес изнурительную болезнь, которая в конечном итоге привела к его смерти в 1431 году, Марджери была его единственной опекуншей в последние годы его жизни.

Мистик, Пилигрим, Еретик

Духовное призвание Марджери как средневекового мистика было необычным для женщины ее социального класса, и также было спорным в то время для женщины заниматься мистицизмом или любым религиозным призванием вне установленных институтов.

С древних времен всегда существовали подозрения, связанные с религиозными женщинами, которые не были заключены ни в монастыри, ни в качестве “отшельниц” - женщин, которые замуровали себя в келье, изолированной от внешнего мира, чтобы они могли посвятить себя молитве и созерцанию, как, например, знаменитая Джулиана Норвичская.

 Джулиан из Норвича

Джулиан из Норвича ( Amitchell125 / Wikimedia Commons)

В 14 веке в Англии не было устоявшейся традиции “ исключительных” религиозных женщин. Это делало Марджери аномалией, и как таковая она представляла угрозу социальным структурам общества. Вероятно, именно поэтому она часто испытывала тревогу по поводу обоснованности своих духовных убеждений, а также оказывалась жертвой насмешек и преследований.

Во время визита в Кентербери Марджери была “сильно презираема и осуждена” тамошними монахами и священниками из-за ее чрезмерных рыданий, так что ее мужу стало стыдно и он вел себя так, словно не знал ее. Религиозные люди осудили ее за то, что она не была “заключена в каменный дом, чтобы никто не мог говорить с ней”.

Когда Марджери заговорила, чтобы защитить себя, ее выгнали из монастыря мужчины, которые кричали, что она будет сожжена как еретичка. Она была спасена двумя добрыми молодыми людьми, проходившими мимо, которые проводили ее обратно в гостиницу, где она остановилась и где ее ждал муж.

 Древний мистик

Древний мистик ( Rainer Fuhrmann / Adobe Stock)

К 15 веку все больше и больше людей (в основном мужчин) выбирали путь мистицизма. Это оставляло многих из них открытыми для обвинений в ереси, поскольку она обходила традиционные духовные пути, одобренные Церковью. Некоторые средневековые мистики сознательно отошли от учения Церкви, но Марджери видела свой духовный путь в соответствии с церковным учением и часто повторяет в своей книге свое послушание православию. Марджери несколько раз судили за ересь, но так и не осудили.

Религия Марджери

Несмотря на отсутствие формального образования, Марджери сама изучала христианство, приглашая монахов и других религиозных людей приходить к ней домой и читать ей, так что она была близко знакома со всеми выдающимися произведениями христианских авторов своего времени. Она также была знакома со многими работами о других женщинах-мистиках, и Марджери подражала этим женщинам в своей собственной практике, когда она занялась своим призванием мистика.

Святая Бриджит Шведская и Мария Уйнская особенно вдохновляли ее, и, без сомнения, некоторые из ее религиозных верований были вызваны их влиянием. Ее желание сохранить целомудрие в браке, паломничество в Святую Землю, пост и обильные слезы-все это, вероятно, было результатом их поучений и примера.

Марджери Кемп была известна многим людям на протяжении всей своей жизни как - дочерью, женой, матерью, деловой женщиной, сумасшедшей, еретичкой и святой. Хотя она, возможно, начала свою жизнь как обычная женщина, следуя условностям и ожиданиям, установленным для нее обществом, личные духовные убеждения Марджери и ее чувство решимости заставили ее отклониться от обычных путей и проложить свой собственный путь в мире.

Марджери ни в коем случае не считала себя феминисткой или первопроходцем, но из книги, которую она написала о своей собственной жизни, видно, что она действительно была очень смелой женщиной, которая сталкивалась со множеством проблем в своей жизни, всегда с упорством, мужеством и целеустремленностью.

Верхнее изображение: Марджери Кемпе бросила вызов социальным ожиданиям и написала самую раннюю сохранившуюся автобиографию на английском языке. Источник: Petro / Adobe Stock

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить